И.Пронина

В мастерской художника

Журнал "Юный Художник" №5 1980 г.
В окна мастерской светит солнце, лучи его падают на большой гобелен «Москва торжественная». Величественно звучит сложный колорит произведения — от малинового до бордо и вишневого. Он «строит» монументальные формы — стены и башни Московского Кремля. В могучем хоре победоносного красного цвета тонко вызванивает золото. Гобелен воспринимается настоящим гимном Родине.


А напротив — натянутый на раме нежный и лиричный гобелен «Материнство» с богато разработанной гаммой от белого к бледно-желтому и коричневатому. Сделанные когда-то с натуры этюды чаек навеяли тему этого живописного, тонкого по цвету и фактуре произведения с едва угадывающимися силуэтами птенцов.


На стенах мастерской — фрагменты ковров, ткани, расписные декоративные панно, маленькие акварели и гуаши — натурные пейзажи. Тут же многочисленные эскизы бывших и будущих работ — проекты оформления интерьеров, театральных занавесов. Сундуки и шкафы таят свое богатство: образцы мебельных тканей и батиков (роспись по шелку), аккуратно сложенные гобелены. Настоящее искусство, как всегда, завораживает, манит проникнуть в тайны творческой лаборатории…


"Юный художник" Журнал №5 1980г.

Обложка украшена гобеленом Г.А.Орловой "В Москве праздник", ручное ткачество, шерсть, 1977г.

... и ткань зазвучит

Панно "Панорама Москвы". Лен, батик. 1974 год.

Большой жизненный и творческий путь прошла Галина Андреевна Орлова, народный художник РСФСР. Большой и яркий.

Начался он еще до Великого Октября в глухой саратовской деревне, где до школы нужно было идти одиннадцать километров. В 1924 году одиннадцатилетней девочкой приехала Галя Орлова в Москву. Здесь на Красной Пресне вступила в пионеры. Навсегда остались эти дни в ее памяти: сколько лет прошло, но и сегодня Галина Андреевна поддерживает тесную связь с пионерами и комсомольцами Пресни.

"Русский чай". Фрагмент гобелена. Шерсть, ручное ткачество 1973 год.

В искусство она пришла не сразу. Закончив нефтехимический техникум, мечтала об МГУ. По комсомольской путевке пять лет работала в авиапромышленности — работала увлеченно, радостно. А свободное время отдавала любимому с детства занятию — выпускала красочные стенгазеты. Полученная однажды награда — набор красок и кистей — может быть, и сыграла в ее судьбе, решающую роль.

Профессию по состоянию здоровья пришлось менять, и Орлова поступила в текстильный институт. Начались годы учения. Талантливые педагоги научили любить творчество, на всю жизнь привили убеждение, что любой художник независимо от профиля его работы должен знать основы искусства, освоить школу мастерства. Тогда, в студенческие годы, определилась любовь художницы к красочной живописности и сочности цвета, его музыкальности и тонкости, к острой характерности рисунка.

Институт окончила с отличием. Дипломной работой была декоративная ткань «Челюскинцы» для Дворца Советов, который тогда проектировали. Шел 1940 год.
В суровые годы войны Галина Орлова в основном выполняла по трафарету несложные вещи для фронта и тыла — скатерти, салфетки, одеяла, кисеты. Позже стала расписывать куски парашютного шелка для абажуров. Зажигаясь в домах веселыми огоньками, несли они людям радость. В концу 40-х годов десятки рисунков мебельных тканей, исполненных художницей, вышли большими тиражами.

"В Москве праздник". Фрагмент гобелена. 1977 год.

Умение творчески осмыслить плоскость ткани, построить крепкую орнаментальную композицию, организовать ее ритм и колорит, создав у зрителя определенное настроение, — все эти качества закономерно привели Галину Андреевну к педагогической работе. С 1947 года она преподает в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина. Здесь началось ее тесное знакомство с народным искусством, с художественными промыслами, работе с которыми Орлова посвятила почти десять лет.

Но неутомимая художническая душа требовала полной отдачи искусству, и в 1956 году Орлова уходит на творческую работу. Поэтический дар, удивительная работоспособность, богатейший жизненный опыт, глубокое знание народного искусства помогают художнице творить неустанно, правдиво и проникновенно.

Три области изобразительного искусства близки Орловой: живопись, графика и искусство текстиля, в котором она стала большим мастером. Широко известны ее гобелены, занавесы, панно, сувенирные батики, полные огня красок, сочной живописности и богатой фантазии.

Творческий диапазон художницы широк. Ее постоянно влечет тема Москвы — в работах Орловой она своя, особенная: декоративная, орнаментальная, даже сказочная. Чудо природы с фантастическим миром растений и животных, с богатством даров земли и радостью труда тоже близко ей. Галину Андреевну привлекают темы русской старины — богатое узорочье, рукодельность — и сегодняшний день с его архитектурой и динамичными ритмами.

Главная особенность ее творчества — реальность: ни одного отвлеченного решения! Даже фантазия зиждется на образах, когда-то увиденных и запечатленных кистью, карандашом, штифтом. Нередко в произведениях Орловой оживают целые картины природы. Они глубоко реалистичны по образу и оптимистичны по настроению. В них ясна и понятна каждая форма, каждая деталь. И вместе с тем в гобеленах Орловой пейзажи достаточно условны по цвету, пропорциям и масштабу изобразительных элементов, что неизменно отличает их от изображения мотивов природы в станковой картине.

"Солнце и море". Фрагмент гобелена. Шерсть, ручное ткачество, 1974 год.

В гобелене «Солнце в море» центральный образ — это огромный, сильно приближенный к первому плану раскаленный солнечный диск. Блеском его озарено небо и море. Солнце занимает почти половину всей композиции, на его фоне робко трепещут стройные желто-коричневые деревца. Они совсем рядом с нами, поэтому смело перерезают огненное светило, уходя вершинами в пылающее жарким пламенем небо. Взметнувшаяся над волнами чайка слишком значительна рядом с парусом и солнцем. Она так же стремительна на фоне неба, как и разбушевавшиеся волны цвета, «рисующие» пространство моря и неба. Все изобразительные элементы взяты крупным планом независимо от их расположения вдали или вблизи. Они — главное, они важны для создания правдивой картины заката. И художница с любовью рассказывает о них людям.

Орлова делает массу эскизов, в дальнейшем от многого отказываясь, перерабатывая композицию, пробует варианты в цвете, разную технику исполнения. «Нарисовать можно все. Самое сложное — выполнить, — говорит она. — Многое зависит от ткани. Какая ткань — так и зазвучит». Фактура ткани, ее блеск, эластичность неизменно участвуют в создании художественного образа, нередко даже диктуют решение того или иного мотива. И Галина Андреевна часто сама создает ткань для росписи в поисках необходимой фактуры. В работе используются самые разные материалы, вплоть до бытовых.
Образ порою рождается неожиданно. Идет беспрестанный поиск, сложные композиции сменяют одна другую, все замысловатее становится плетение сказочных цветов и мотивов народных ситцев… Наконец рука мастера уверенно прочерчивает плавные силуэты девичьих фигур — и панно готово. Оно сразу приобретает необходимую цельность, законченность, ясность замысла.

Панно "Рыбы". Шелк, батик. 1974 год.

Великолепны серии небольших панно, написанных Орловой на шелке или на простой бортовке: самые разные «Звери», «Птицы», «Рыбы». В этих орнаментально построенных композициях основной элемент узора — фигурки животных. Почти все панно и батики очень живописны и сложны по цвету. Излюбленные гаммы — близкие по тону цветосочетания: сиренево-свекольные, сине-зеленые, серо-голубые, сложная оркестровка красного. Если же говорить об основном композиционном принципе произведений, то это многодельная разработка крупных форм, больших цветовых масс.

В последние годы Орлова часто работает с архитекторами, создавая проекты оформления интерьеров. Она делала тканые занавесы для Дворцов пионеров в Ульяновске и Кирове, для музыкальной школы в Ташкенте, Дома творчества в Хосте. Среди последних работ — расписные занавесы для театров в Кинешме, Куйбышеве и Калинине. Куйбышевский занавес «Музыка» создает ассоциативный образ. Вертикальные орнаментально разработанные формы отдаленно напоминают орган. Ритмична, поистине музыкальна сама структура произведения: красная шерсть, роспись, отделка шерстяным шнуром с золотистой украшающей нитью.
Все чаще художница выполняет комплексные работы для интерьеров. В 1978 году она оформляла несколько помещений ресторана московской гостиницы «Орленок» — занавес и три тканых панно, по эскизам которых позднее создала еще три гобелена на русские темы.

Только что закончены два больших гобелена «Зима» и «Весна» для фойе драматического театра имени А. Н. Островского в Кинешме. Главная их тема — образы Деда Мороза, Снегурочки и Солнца — Ярилы. В сложном плетении морозных узоров и орнаментов проглядывают очертания сказочных деревьев и Деда Мороза («Зима»). А рядом, в том же заснеженном лесу, под горячими солнечными лучами тает хрупкая фигурка Снегурочки («Весна»).

Новый замысел — претворить в небольших батиках мотивы Москвы. Верится, что наша столица в работах Галины Андреевны Орловой вновь предстанет волшебной сказкой, радужной и вечно прекрасной.