Галина Андреевна Орлова

Биография

Г.А.Орлова занимает несомненно особое и достаточно значительное место в декоративно-прикладном искусстве. Её работы во многом определяют тенденции развития современного отечест­венного искусства. Многие произведения Г.А.Орловой экспонировались на республиканских и всесоюзных выставках, непременной участницей которых она была.
В.Я. Рафаенко
1913, 23 февраля
Г.А.Орлова родилась в Саратовской области РСФСР
1930
Закончила Московский Нефте-химический техникум по специальности "техник-химик"
1940
  • Закончила Московский текстильный институт по специальности художник по тканям
  • Вступила в члены ВКП(б)
1940-1942
Художник Центральной Ткацкой лаборатории Главшелкпрома (Москва), работа над экспериментальными тканями для Дворца Советов
1944 Май
Принята в члены Союза художников СССР, Московскую организацию
все награды
с 1944
Творческяа работа, регулярное участие в выставках
персональная выставка
1944-1949
Работа над ассортиментом декоративных тканей для фабрики "Декоративткань" и фабрик Павло-Посадского района Московской области
образцы вышивки
1946-1947
Экспедиция в Среднюю Азию по сбору зарисовок
посмотреть работы
1949-1953
Директор Научно-исследовательского института Художественной Промышленности (НИИХП)
материалы из фототеки НИИХП
1953-1956
Начальник Управления Художественной Промышленности Центрпромсовета СССР
1964

Присвоение звания "Заслуженный деятель искусств РСФСР"

все награды
1968
Присвоение звания "Заслуженный художник РСФСР"
все награды
1975
Персональная выставка в Москве
посмотреть
1976
Присвоение почетного звания народного художника РСФСР
все награды
С 1989 г по 1992
Работала в комиссии по народному искусству в СХ СССР
2009, 13 июня
Умерла. г.Москва.
В.Я. Рафаенко
Биография Г.А.Орловой
Галина Орлова. 1951г. ЛССР (Латвия)
Галина Андреевна Орлова родилась 23 февраля 1913 года в селе с поэтическим среднерусским названием "Перевесенки". Она рассказывает: "Семья наша самая обыкновенная русская крестьянская, жили мы в маленькой глухой деревне Саратовской губернии, в сорока верстах от ближайшей станции".
Первые эстетические переживания связаны с окружающей природой, рисованием на уроках ботаники, которому учитель придавал серьезное значение. Затем в 11 лет переезд в Москву и дань времени окончание в 1930 году Московского нефте-химического техникума. Пять последующих лет были отданы работе на заводе и в лаборатории Центрального института авиатоплива и масел. Научное руководство в институте направлениями, связанными с развитием советской авиации, осуществляли такие крупные ученые как А.Несмеянов и К.Кочетков.
Кстати, в сборнике трудов по проблемам химии была и авторская работа Галины Андреевны.

Однако стремление к художественному творчеству поломало, казалось бы, налаженное и достаточно наполненное интересной деятельностью течение жизни. Оно привело Галину Андреевну вначале в Архитектурный институт, где ориентация на сухую проектную графику позволила абитуриенту получить лишь тройку на вступительных экзаменах. Документы были переданы на художественный факультет Текстильного института и, благодаря блестяще выполненной живописной работе, Г.А.Орлова была принята без экзаменов. С этим институтом была связана в те годы плеяда известных деятелей искусства. Деканом художественного факультета был А.А. Федоров-Давыдов, преподавали П. Пашков, А.Куприн, В.Шугаев, Ф.Рерберг и другие. Они давали профессиональные основы художественной грамоты, рисунок и высокую живописную культуру, а главное учили широкому пониманию художественного творчества в контексте развития отечественного и мирового процесса. Это открывало перспективы, давало свободу ориентации и соотнесенность своей деятельности с исканиями времени.
"Как художник я формировалась в те годы, когда классическая школа была основой основ творчества"
Становление творческой личности, формировавшийся свой художественный метод, определенная личная позиция в искусстве в дальнейшем помогли найти свое направление, уйти от эклектики. Позже приходит и понимание декоративности, через глубинное постижение наследия народной культуры, ее метафоричности. Что дали предвоенные годы - это прежде всего классическую школу. Галина Андреевна впоследствии скажет: "Как художник я формировалась в те годы, когда классическая школа была основой основ творчества".

В Институте Галина Андреевна чутко воспринимала все новое, в частности, ее привлек аэрографический метод обработки поверхности ткани, которым занималась Людмила Владимировна Маяковская, сестра поэта.
Проект Дворца Советов
Стилистика довоенного изобразительного искусства во многом определилась тенденциями художественно-оформительских работ ВСХВ и творческими силами, группировавшимися вокруг проектирования Дворца Советов. Именно эти объекты привлекли художников, которые искренне стремились отразить в своих произве­дениях энтузиазм "великих преобразований". Большая группа художников занималась разработкой художественного оформления интерьеров Дворца Советов. Этой группой руководила С.Валериус. Галина Андреевна выполнила для Дворца Советов ткань "Челюскинцы", которая была принята как ее дипломная работа в Текстильном институте. В этой работе проявилось и несомненное дарова­ние автора и тот особый радостный настрой, который одним из основных компонентов вошел в творческий метод художника. Может быть это и помогало Г.А.Орловой позднее, в 80-е годы, в эпоху краха общественных идеалов, уйти от деструкции, разрушительной рефлексии.
В 1940 году Г.А.Орлова с отличием окончила институт и в этом же году вступила в члены ВКП(б).

Затем довольно долго Галина Андреевна проработала в художественной промышленности. В Центральной ткацкой лаборатории Главшелкпрома и в "Декоративткани" Галина Андреевна получила большие возможности создания интересных произведений для жаккардового ткачества. В частности, исполненные ею образцы декоративных тканей для реставрации интерьеров Большого театра имеют уникальный характер. Эти штофные ткани с использованием традиций обивочных тканей русских усадебных интерьеров, с растительными орнаментами и изображениями фантастических птиц отличает тонкая нюансировка цвета, светотеневых градаций, которые оказались возможными благодаря сложным переплетениям шелковых нитей.
Фрагмент гобелена Г.Орловой. Жаккардовое ткачество
В то время Галина Андреевна имела возмож­ность наблюдать и за интересной работой Федоровского, по эскизам которого в Лаборатории шло выполнение занавеса для Большого театра. В Лабораторию часто поступали заказы от реставраторов дня восстановления классических интерьеров памятников архитектуры. И в этом было приобщение к классическому наследию.

В послевоенные годы Г.А.Орлова за сравнительно короткий срок создала для тиражирования в промышленности более двухсот образцов многие из которых были отмечены премиями раз­личных конкурсов. Ткани Галины Андреевны имели долгий и неослабевающий успех. Рисунок "Ковровый" выпускался десятилетиями, декоративная обивочная ткань "Маки" с медальонами малино­вого цвета по золотистому фону пользовалась огромным спросом и сегодня встречается нам в кинофильмах, посвященных 1950-м годам.

Во время войны, в 1944 году, Галина Андреевна вступила в Союз московских художников. Немалые годы и сил были отданы Союзу. Активная позиция, чуждая групповым интересам, темперамент, сопереживание человеческим судьбам определили избрание Г.А.Орловой на многие ответственные общественные и партийные должности в Союзе. Она была в разные годы заместителем председателя правления и у С.В.Герасимова, и у Д.А. Шмаринова, и у Н.В.Томского, и до сего времени сохранила Галина Андреевна дружеские привязанности многих художников.
Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина
Конец 1940-х - начало 1950-х годов существенно изменили творческий путь художницы. Она стала преподавать в Калининском художественно-промышленном училище, одновременно осуществляя руководство Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Этот институт многие десятилетия был центром, объединявшим все научные и творческие силы, посвятившие себя подвигу возрождения в стране народного искусства. В институте была уникальная библиотека, велась активная экспедиционная деятельность, при институте был музей с первоклассными коллекциями, работали лаборатории, теснейшим образом связанные с народными промыслами. В Ученом совете сотрудничали В.М. Василенко, М.А.Ильин, Д.В.Горлов, В.В.Павлов, Б.А.Салтыков, Г.А.Жидков, Н.Н.Соболев, С.П.Евангулов, М.Д.Раков, Н.Д. Соболевский и М.П. Сокольников крупнейшие ученые и художники, а главное единомышленники и бессеребренники. Существовавшая в те годы аспирантура выпустила таких впоследствии видных специалистов, как Т.Разина, Н.Каплан, И.Крюкова, О.Попова, Е.Хохлова и других. Какое-то особое духовное состояние подвижничества объединяло и известных деятелей и вновь вступивших на путь служения народному искусству. Сама Галина Андреевна во время многочисленных экспедиций по стране, в самых отдаленных деревеньках завороженно вслушивалась в рассказы мастериц, в которых тесно переплетались быль и небыль, поэтизировались представления о природе, осмыслялись и фантастично трансформировались завещанные от предков традиции. Особое мифотворчество, слияние жизненных реалий и народных сказок не могло не найти отражения в собственном творчестве.
Созвучие собственных исканий образному миру народного искусства способствовало развитию самобытного декоративного мышления
В Калининском училище, по сегодняшним меркам не очень престижном учебном заведении, в те годы живопись вел В.Бакшеев, Скульптуру - С.Евангулов, композицию - М.Лазаревская и Теляковский. Атмосфера творчества, следования высоким идеалам народной культуры творилась теми педагогами, которые сотрудничали с Г.А.Орловой. Успехи в развитии народного ис­кусства выдвинули Галину Андреевну в руководство народными художественными промыслами в масштабах всей страны, в Центропромсовет. Именно в те годы началась по сию пору не ослабевающая связь творчества Г.А.Орловой с традиционным народным искусством. В какой-то весьма значительной степени эта глубинная связь определила мир поэтических образов ее произведений, особую народную поэтику содержания ее искусства. Созвучие собственных исканий образному миру народного искусства способствовало развитию самобытного декоративного мышления, особого понимания условности, орнаментальности, чувства пространственной композиции, выразительности и обогащению художественного языка.

Как и в произведениях народного искусства отдельные элементы композиций Г.А.Орловой в своих соотношениях не повторяют реальность, но подчинены лишь одному принципу - декоративности и содержательной значимости. Голубь может быть больше дома, а цветок может быть крупнее человеческой фигуры...
Эскиз к гобелену Вышивальщицы
Работа Г.А.Орловой в 1946-1947 годах в среднеазиатских экспедициях, которые возглавлял академик В.В.Веймарн, помогли постижению окружающей природы, памятников искусства и сложной восточной орнаментики. Увлечение образами народного искусства Средней Азии сказалось но последующем творчестве, в частности Г.А.Орлова создала панно "Сюзане", принятое в коллекцию художественного музея в Ташкенте. Таблицы орнаментов и зарисовки предметов обихода вошли в фонды музея Восточных культур. В гобелене "Вышивальщицы” 1967 года отразились воспоминания об экспедициях з Узбекистан, Совместная плодотворная работа в Средней Азии подарили Галине Андреевне долгую дружбу с В.В. Веймарном и Т.Г.Вебер. Помимо человеческого общения и уважения к личности друг друга, здесь присутствовала и та духовная общность, которая сблизила крупнейшего ученого и одного из интереснейших художников современности.

Собранный в бытность работы в институте экспедиционный материал послужил основой для интересных научных исследований, в частности, изданий по коврам Средней Азии и Закавказья. Кстати заставки к некоторым из них выполнил известный художник М.М.Тараев.
далекие среднеазиатские живописные наброски привлекают внутренним ритмом композиции, тонко подмеченными цветовыми отношениями
Помимо деятельности, нужной для проведения экспедиций, Галина Андреевна для себя сделала массу натурных зарисовок, в которых мы видим тонко подмеченный типаж, бытовые сценки, фрагменты построек, орнаменты, предметы обихода.
Отныне путевые блокноты будут сопровождать ее постоянно, во всех многочисленных путешествиях. Те далекие от сегодняшних дней среднеазиатские живописные наброски привлекают и сейчас верно найденным внутренним ритмом композиции, тонко подмеченными цветовыми отношениями, например, поразительно верно схваченным колоритом, передающим душный восточный день или легкий сумрак позднего вечера. Пейзаж и соотнесенная с ним архитектура, природа и человек - многие вечные темы истин­ного искусства уже тогда намечались в беглых зарисовках. Изучение предметов народного искусства привело к пониманию художественной ценности самих простых материалов, которые в руках мастера становятся драгоценными. Лыко, мочало, лен и глина, золотистая соломка, которая может засверкать подобно золотой канители. Уже тогда окрепло убеждение, что в искусстве огромную важность имеют нравственные категории, которые выражают себя в принципиальном отрицании негативных эмоций, в безоглядной вере в общечеловеческие ценности.
Бухара. Зарисовки Г.Орловой из экспедиции по Средней Азии
По мере роста мастерства, уже в 1960-е годы Г.А.Орлова начинает основное внимание уделять работам для оформления общественных интерьеров, ансамблям предметов текстиля. И в эти монументальные произведения мягко вошла народная поэтика традиционного ручного ткачества. Это согрело теплым чувством и те произведения, которые были особо репрезентативными, подчиненными законам архитектурного интерьера. Работы Г.А.Орловой, начиная с 1960-х годов, позволяют считать ее продолжателем традиции русской классической шпалеры, обладавшей сюжетным изобразительным содержанием, рассказом. "Я всегда иду от реальных жизненных впечатлений", - говорит Г.А.Орлова. Это несомненно так и однако эти впечатления довольно сложно и опосредовано отражаются в произведении, бывают переплавлены в ассоциативные образы музыкального, почти аккордного звучания. Эти образы по сути своей имеют не умозрительные идеи, но отраженное, доведенное до художественной метафоры земное бытие. Мне кажется, в этом ключ понимания миросозерцания художника Г.А.Орловой.
"Я всегда иду от реальных жизненных впечатлений"
Мир ее произведений - это полнота ощущений и красота совершенного бытия. В этом эстетический и, возможно, утопический идеал, известная мифологизация бытия, однако уместная в крупномасштабных работах, несущих в себе долговременные, а может быть и вечные человеческие ценности. Сознательная принципиальная позиция поэтизации бытия. Иногда кажется, что нет другого художника декоративно-прикладного искусства, который так усложнял бы себе поставленные художественные задачи. Уже в гобелене "Москва белокаменная" 1975 года, более чем четырехметровой протяженности, привлекает грандиозность воплощенного замысла - панорама изображения прекрасного сказочного города.
Вообще тема Москвы пройдет через многие произведения художницы. В них мы можем почувствовать нечто общее - поэтизированное представление о прекрасном городе счастливых людей. Казалось, берется современная тема, но ее воплощение - сотворенная автором сказка. Художник созидает свой мир, следует своим представлениям.
В гобелене "Москва белокаменная”, как и в древнерусском искусстве белый цвет, в котором решен город - цвет чистоты образа и его духовной ценности. Перламутровое свечение, перетекание цвета в тонких нюансировках смотрится как тональная живопись. Ритмическое главное скольжение формообразующей нити гобелена творит особое состояние уникальности, рукотворности, особую световоздушную среду, в которой как бы растворяется, теряя четкие очертания, прекрасный светлый город. Любопытно, что в работах Г.А.Орловой даже самая выразительная, раскрепощенная стихия материала, активность фактуры и сложность техники не приводит автора к отказу от изобразительности, от глубокой и очень личной темы в искусстве. Пластическое решение лишь воплощает рассказ, творит адекватную ему форму. В этом единство, внутренняя гармония.
Фрагмент панно "Москва моя"
Одно из главных качеств произведений Г.А.Орловой, выполненных в гобеленовой технике — это внимание к решению пространства. Эпическое раскрытое пространство многих гобеленов, как бы опрокинут на зрителя незамкнутой композицией. Произведение имеет оттенок некоторой презентации, однако при всей торжественности, которая имеется в гобеленах "Москва белокаменная”, "Утро Москвы” и в других аналогичных им, все-таки главным является пронизываю­щий всю структуру образного содержания поэтический романтизм.

Сочетание в панорамных композициях изображения растительного и животного мира, наряду с архитектурными формами и иными творениями человека - своеобразный универсум, однако лежащий как правило в границах видимого мира. У Г.А.Орловой редкий дар построения изображения на плоскости, она талантливый композитор.
Чаще в ее работах - разворот пространства протяженно по горизонтали в композициях крупномасштабных, многометровых, как например, в гобелене, посвященном Алметьевску или в гобелене "Нивы Алтая", иногда - сверху вниз, построение пространства по вертикали, но нередко изобразительная часть произведения сосредоточена в отдельных клеймах, которые объединены фоном и вертикальной осью композиции. Подобная композиция совершенно оригинально решена в гобелене "Русский", который в настоящее время принадлежит филиалу Академии художеств СССР, в Красноярске на золотом сияющем фоне выделяются клейма-панно, выполненные в гобеленовой технике почти ювелирного утонченного ручного ткачества. Произведение напоминает иконостас. Тяжелые золотые кисти придают величавость всему этому великолепию. В этой работе трудно поддающаяся словесному описанию щедрость декоративности, выразительность изобразительного языка, свечение золотого фона и особая одухотворенность тканных клейм.

В нескольких работах автора использован прием вставных клейм. Иногда это напоминает росписи филенок народной мебели или финифтяные дробницы древнерусского ювелирного искусства. Глубинная духовная связь с высокой изобразительной культу­рой русского прикладного искусства прошлых эпох тут несомненно присутствует.
Подпись художницы Галины Андреевны Орловой
Огромный творческий потенциал, накопленный на протяжении долгого пути, принципиальные творческие позиции позволили Г.А.Орловой в 1980-е годы, в период переориентации искусства на интимно-личное самовыражение, на так называемое концептуальное искусство сохранить приверженность общественно - значимому идеалу декоративно-прикладного искусства и завоевать новые позиции. Несколько прямолинейное решение темы прежних, ранних работ, таких как "Космос" или "Знамена", начала 1970-х годов, спустя лишь пять-семь лет сменяется подлинной органикой сбалансированных, глубоких по содержанию декоративных произведений. Поиск декоративности проходил в русле поиска новой выразительности, в нем едва ли не основную роль сыграло выявление новых свойств уже известных и поиск нетрадиционных материалов. Подобный решительный отход от прямоли­нейного разрешения художественной темы и выразительность новых техник видим у многих художников в 1970-е годы. В стекле это Л.Савельева, Ю.Бяков, Ю.Жульев. Возрождение забытых техник, ассоциативное решение образа проявилось и в творчестве Л.Уртаевой.
Фрагмент батика Г.Орловой
В этой связи весьма характерным представляется панно Г.А.Орловой "Журавли". Белые легкие силуэты летящих птиц выполнены в синтетическом материале, который передает красоту полета и особую поэтичность взятого мотива. Изображение конкретно и узнаваемо ровно настолько, чтобы вызвать у зрителя определенное настроение. Панно "Морское царство" 1974 года, батик по шелку, представляет собой при довольно большом размере очень нежную, тонкую живопись. Перламутровые, бирюзовые, оттенки малинового, зеленоватые тона - все в гармонии, красочно, свежо и певуче и в облачке переливов цветов возникают сказочно прекрасные невиданные рыбы, растения, кораллы, раковины. Это подлинный праздник виртуозной живописи, вызывающий удивление маэстрией художественных и технических возможностей автора.

Интересно отметить, что после войны был недолгий период, когда Московский союз художников организовывал совместные выставки живописцев и прикладников, на которых были представлены живописные и графические натурные этюды. Это была для всех хорошая школа. На этих выставках и Г.А.Орлова неизменно участвовала живописными работами, которые вызывали одобрение профессиональных живописцев.

Велико значение в творчестве Г.А. Орловой свободной авторской росписи в технике горячего и холодного батика. Нередко эта техника обогащается другими смешанными техниками, использованием фактуры, употребляемой ткани и рисунка структуры переплетения ее нитей. Прозрачность мазка росписи, затек, уплотнение цвета, нашивки, аппликация, укладка шнура — все это богатое фактурное решение произведения обычно бывает подчинено художественно-пластической композиции, определенной идее, создает эмоциональное состояние. Панно «Иней» — это тоже роспись. Изображены ветви огромного дерева, которые мерцают изморозью, переданной вышивкой серебряной нитью. Красота окружающего человека мира природы бережно донесена до зрителя тонко чувствующим художником. Фиолетовый сумрак надвинулся на серебряные ветви, завораживает льдистое свечение зимнего вечера. И в этой таинственной полутьме возникает настроение легкой и возвышенной грусти.
Подпись художницы Галины Андреевны Орловой
В 1976 году Г.А.Орлова стала народным художником РСФСР.

В 1979 году для драматического театра имени А.Н. Островского выполнила она два больших гобелена, которые были помещены в фойе. Гобелены посвящены образам драмы "Снегурочка". Один из них передает зиму и буквально источает призрачный серебряный зимний свет. Напротив другой построен на золотом горячем фоне и его сверкающий колорит передает дыхание жаркого летнего полдня. Обращает на себя внимание богатство фактурной поверхности гобеленов.

Для оформления интерьеров теплоходов Г.А.Орлова выполнила ряд интересных работ. В 1973 году был закончен; для теплохода "Василий Суриков" гобелен "Русское чаепитие", в котором нельзя не почувствовать опосредованную связь с народными основами творчества великого русского живописца. Для теплохода "Лев Толстой" был создан гобелен, темой которого явился первый бал Наташи Ростовой. Романтизм этого произведения внес в оформление интерьера ноту, созвучную произведению писателя. В предложенном автором решении гобелена намек на ампир зала, теплое свечение огней канделябров, синеющий сумрак окна создан поэтический мир образов великой книги.
Фрагмент гобелена "Русское чаепитие" 1973г.
В этой связи хочется сказать о грандиозном замысле новой работы гобелена, посвященного Государственной Третьяковской галерее. В эскизе мы видим облик знакомого васнецовского фасада старой Третьяковки, который соседствует с образами главных произведений ее собрания и образами авторов этих произведений. Согласитесь, сложная задача объединить в одном произведении столь разнородные элементы композиции, соединить в органичное целое образы картин разных стилистических эпох, отличных по колориту и собственной внутренней поэтике, перевести их на язык гобелена. Гобелены для общественных интерьеров и камерные, лиричные для жилого помещения - все они представляют собой большой и важный раздел творчества художника. С 1949 по 1989 год в материале создано около пятидесяти гобеленов.

Таким же весомым и не менее значительным является серия выполненных Г.А. Орловой занавесей для театров, концертных залов, дворцов культуры и других общественных интерьеров.

Занавес композиция в движении. В этом сложность его решения. Нужно учитывать и те действия, которые будут происходить на сцене, стилистику архитектурного зала, изменчивость освещения. Не будет преувеличением сказать, что в творчестве Г.А.Орловой не было проходных работ. Каждая - плод длительных размышлений, множества форэскизов, поиска неординарного и точного решения. Занавес входит в архитектурную среду и в то же время принадлежит миру сценического действия. Начиная новую работу над занавесом Г.А.Орлова много внимания уделяет подготовительному периоду, изучению специфических условий дальнейшей жизни своего произведения.
Занавес для театра оперы и балета в Куйбышеве (Самара)
Простое перечисление городов, для которых художник создала свои произведения говорит о размахе этого вида творчества и большого значения его для творческой судьбы автора: Сочи, Ташкент, Тверь, Севастополь, Куйбышев, Москва, где были созданы занавеси для клуба "Арсенал", фабрики "Заря", Малого академического и Детского театров, а также Киров, Барнаул и другие. И каждая работа имеет свой яркий творческий облик. Первой премией МОСХа был отмечен занавес для клуба "Арсенал", в Москве, выполненный в 1980 году.. Материал для него выбран не совсем обычный - форменное сукно. И по этому строгому фону золотым шитьем выполнено изображение щита и декоративные элементы. Строгость, сдержанность изобразительного языка отличают эту работу, образ которой обладает какой-то особой мощью. Как не похожа на этот занавес другая работа, предназначенная для Куйбышевского оперного театра. И в этом невольном сопоставлении понятным становится огромный диапазон творчества автора. Занавес - красного пламенеющего цвета, с вертикальными тягами, выполненными золотым шитьем, напоминает звучащий орган. Обычно для каждого занаве­са подбирается материал, обладающий определенными декоратив­ными свойствами, однако он всегда традиционен для сценического занавеса: бархат, сукно, холст.
в творчестве Г.А.Орловой не было проходных работ. Каждая - плод длительных размышлений, множества форэскизов, поиска неординарного и точного решения.
Сложной была задача создания занавеса для академического театра драмы в Волгограде. Архитектура зала в ярко выраженной стилистике 1950-х годов требо­вала особого решения, достаточно современного и точно корреспондирующего с интерьером. Многоцветная роспись плафона, ор­наментация, обильная лепка, покрытая золотом, активно выра­женные рельефы над сценой потребовали сочного красного пятна бархатного занавеса, с тяжелый золотой каймой и четким ритмом крупных плетеных кистей. Такой занавес с его пышной, несколько тяжеловесной красотой организовал дробное аляповатое реше­ние архитектуры зала и даже значительно осовременил этот, типичный для 1950-х годов интерьер.
Для торжественных заседаний, которые проводятся в этом зале, Галина Андреевна сделала совсем иной занавес, серебря­ный, сложно-фактурный, с аппликацией, передающей панораму города. Занавес очень красив и обладает неожиданно иной лиричной художественной интонацией.

Способность к пространственному мышлению, совершенное владение художественным языком декоративного искусства позволяют автору свободно ориентироваться в стилистике архитектурного интерьера и находить в каждом отдельном случае убедительное решение. По всей вероятности, особое тяготение автора к тор­жественным, общественно-значимым формам в искусстве, классическая основа ее творчества позволяют полнее реализовать себя именно в этой интересной сфере декоративного искусства. Занавес для Кировского дворца пионеров в основе имеет авторскую трактовку мотивов традиционных вятских народных художественных промыслов глиняной игрушки и кружева. Обладающий особой свежестью и непосредственностью, веселый, нарядный, он является подлинной удачей автора.
Эскиз занавеса
Наибольшей сложностью поставленной задачи отличался занавес для курзала в Трускавце. Местный горсовет представил список памятников и общественных зданий города, которые непременно должны быть отраженными в занавесе. И художник блистательно разрешил эту задачу, изобразив весь город в золотистом мареве света, на фоне голубоватого пейзажа, причем в очень сложной ритмике вертикальных композиционных полос.

Занавес для кукольного театра в Оренбурге воплощение ребячьих фантазий, сказочный городок в сказочной стране. И каждый раз удивляет то раскованное, легкое разрешение художественной задачи, которое присутствует в работах Галины Андреевны, не легковесное, отнюдь, а именно легкое, без напряжения, свободное парение авторской мысли. Природа, фрагменты города, человек и растительный мир, птичье царство и фантастичные представители животного мира все это в произведениях автора, будь то панно, гобелен или занавес, при виртуозном решении функциональных задач создает впечатление единства микро и макро миров, целостность и гармонию. Огромное впечатление на зрителя обычно производит фактурное и цветовое богатство произведения. Зритель как бы входит в особый мир красоты, возвышенного идеала и декоративной красочной выразительности произведения. Если это занавес, то впечатление еще усиливается и эффектами света, создающими атмосферу повышенной торжественности и, одновременно, романтической среды.
Красота окружающего человека мира природы бережно донесена до зрителя тонко чувствующим художником.
Одна из последних работ художника, выполненная непосредственно перед выставкой, имеет пока условное название "Город моей мечты": образ белого сияющего города, окруженного садом, в котором красивые птицы так легко и радостно чувствуют себя. Пожалуй, главное в творчестве автора выражено этой работой - устремленность в будущее, где человек осуществит свое извеч­ное желание обрести гармонию с окружающим миром.

Г.А.Орлова занимает несомненно особое и достаточно значительное место в декоративно-прикладном искусстве. Её работы во многом определяют тенденции развития современного отечест­венного искусства. Многие произведения Г.А.Орловой экспонировались на республиканских и всесоюзных выставках, непременной участницей которых она была. Огромная работоспособность, увлеченность, внутреннее яркое творческое горение - залог того, что Галина Андреевна еще удивит своих почитателей значительными работами. Ее мир — это особый мир. Художник находится в постоянном поиске и ставит нас перед открытиями, масштабность которых стала возможна только потому, что художник может не только замыслить, но и воплотить свои поразительные открытия.

Творчество Г.А.Орловой - уникальная страница отечественного искусства. Ее вклад в художественный процесс огромен и еще недостаточно оценен.

Заведующий отделом Государственной Третьяковской галереи,

кандидат искусствоведения В.Я.Рафаенко

Галина Орлова, Гобелен "Город моей мечты", жаккард 2,5х3,5м