- Ни за что! Хожу три раза в неделю, как и тридцать лет назад. Встаю в семь часов утра, в восемь выхожу. Возвращаюсь домой часов в одиннадцать. Немного полежу после купания, отдохну и принимаюсь за работу. И так каждую неделю, если, конечно, не подведет здоровье. Что-то напоминать о себе стала спина. Раньше такого не было. Годы свое берут. Куда от возраста денешься? Живу я совершенно одна. Надеяться мне не на кого. Это раньше телефон трезвонил, а теперь молчит, как партизан на допросе. Я могу свалиться и сгнить никто не узнает. Десять лет, как я похоронила родителей...
- Ведь они у вас была долгожители? Если не ошибаюсь, дожили до ста лет?
Когда папа умер, ему было девяносто шесть, а маме девяносто три. Ушли в один год, с разницей в два месяца. В свои последние годы они не вставали с постели, я за ними ухаживала. Что говорить, одной гораздо трудней. Я бы хоть сейчас согласилась снова за ними ухаживать, пусть бы они даже лежали, как раньше, только не быть одной!.. Одной тяжко чисто психологически. Знаете, когда родители были живы, я чувствовала за спиной какую-то опору. Мне не было так тоскливо и страшно, как бывает сегодня, когда под дверью моей квартиры храпит бомж!..
Вы смотрите, вы мне не верите? Да. Был недавно такой случай. Я всю ночь не спала. Звонила в милицию, чтобы приехали и забрали этого бомжа. И знаете, что мне там ответили? Ваш бомж что делает? Храпит? Ну и пусть себе храпит. Вы только дверь не открывайте и никуда не выходите. Он сам уйдет.
А как милиция о нас, ветеранах, беспокоится? Хорошо? Вот так и живу в осаде спекулянтов, мафии и бомжей!..
- Ни за какие коврижки не поверю, чтобы Галину Андреевну Орлову, которую знаю лет двадцать пять, могли смутить такие пустяки! Чтобы она села сложа руки в ожидании конца света?..
Ну кое-что я все-таки пытаюсь делать. Только не гобелены. Для них нет у меня сейчас ни сил, ни средств. Краски, кисти, холсты, да что ни возьми, дико вздорожало. Я уж не говорю про наши, прикладников, материалы. Никакой моей пенсии не хватит на одни нитки! Приходится изворачиваться. Да, кстати, вы не курите?
- Сто лет, как бросил. А что?
А то. Если б были вы курящим, я бы коробочку из-под сигарет у вас попросила. Я у всех знакомых мужчин коробочки стреляю! Делаю я теперь коллажи из подручных материалов. А сигареты, особенно импортные, переложены отличной бумагой! Стыдно признаться, иду в магазин или на рынок, а сама ша- рю глазами по сторонам: нет ли где подходящей коробочки?..
Тут, читатель, настала моя очередь испытать жгучий стыд за то, что происходит. О каком, черт побери, возрождении России лепечут у нас с трибун и на телеэкране, если так унижены ее таланты!.. Что мне остается? Только взять эти испачканные краской и не знающие отдыха руки, склонить к ним седую голову и молча их поцеловать.
То, что она творит как бы из ничего, она называет декоративной живописью смешанной техники. Я бы назвал эти ее маленькие шедевры чудом святой Галины. Глядя на то, как у единственного пока зрителя от удивления круглились глаза и поднимались брови при лицезрении очередного пейзажа или композиции, автор явно наслаждался произведенным эффектом. Не она ли приучила нас, зрителей, к торжественной и монументальной образности своих гобеленов на темы то «Москвы белокаменной», то «Материнства», то «Труда»? А тут поднялся ураган, порывом ветра сорвало тяжелые шторы, и в мастерскую хлынуло солнце, вместо обязательной казенной символики проступили в чистоте и прелести пейзажи России, разливы ее рек, буйство ее цветов, яркость оперения ее птиц, неподвижная мудрость ее лесов, и все это, преображенное фантазией художницы, в самых дерзких и прихотливых сочетаниях и формах, какие может себе позволить только мастер.
Увидят ли зрители эти работы? Узнают ли когда- нибудь, какой ценой оплачен ответ Галины Орловой на вызов сорвавшегося со всех заклепок времени?..