Ким Ляско

Гобелены и коллажи Галины Орловой

газета «Круг Жизни» №3 февраль 1999г. стр. 6
Каждая встреча с народной художницей заставляет удивляться
ее мужеству и преданности искусству
газета «Круг Жизни» №3 февраль 1999г. стр. 6
Гобелены и коллажи Галины Орловой
журналист Ким Ляско
С точки зрения Галины Орловой, театр начинается с занавеса. «Занавес - это визитная карточка театра». - говорит она – «Зритель начинает знакомится с театром именно с занавеса, когда сидит в зале и нетерпеливо ждет третьего звонка и начала спектакля. От нас. художников, зависит, какой настрой дать зрителю оформлением сцены. И прежде всего образным решением занавеса*. Трудно не согласиться с таким мнением, тем более что оно исходит от человека, отстаивавшего свою правоту в спорах с твердолобыми градоначальниками и архитекторами, всесильными партийными боссами и капризными худруками.

Первую свою театральную работу Галина Андреевна сделала для Дворца культуры в Пензе. Тогда же на нее свалился заказ гораздо важнее и почетнее — сделать занавес для филиала Малого театра на Большой Ордынке. За этим последовали Театр драмы имени Хамзы и музыкальная детская школа в Ташкенте.
А потом - Театр оперы н балета в Самаре, драмтеетры в Оренбурге и Твери, дворцы пионеров в Ульяновске и Кирове, курзал в Трускавце, дома творчества художников в Хосте и Гурзуфе. Чуть не весь Советский Союз сходился в мастерской художницы.

А как сегодня живет поживает народный художник России Галина Орлова, чьи гобелены в свое время приобретались Музеем революции СССР. Русским музеем и другими центральными хранителями произведений искусства.

- Живу так же, как жила раньше. Встаю рано, иду в бассейн, поплаваю. возвращаюсь домой, немного после водных процедур посплю и за работу! Ничего, как пилите, нового, хоть я и на пороге своего восьмидесятилетия. Серьезная дата! Сама удивляюсь... Кстати, хотите развеселю? Встретила на днях во дворе соседку «Вы знаете. Галина Андреевна, оказывается. у нас в ломе живет дама. Ей уже за восемьдесят. Так она. вы не поверите, еще ходит в бассейн! Нет. вы представляете, какие люди в нашем доме живут!
А я и сама порой не верю, что еще жива. Ведь те, с кем я когда-то начина, кого зовут зачинателями советской школы текстиля, ушли. Я, можно сказать, одна осталась. Нас принято сейчас ругать и называть последними словами. А за что? За то. что выпало нам жить и работать в те годы, о которых вспомнить не хочется? Да, я была членом партии, была даже парторгом, воспользовалась ли я этим, чтобы заиметь шикарную квартиру, роскошную дачу, иномарку с личным шофером? Ничего этого у меня, как видите, нет.

С Галиной Андреевной мы познакомились в санатории под Наро-Фоминском. Потом, посте того, как я побывал в мастерской Галины Орловой и увидел эскизы и наброски. сделанные ею на Кавказе и в Средней Азии, на Русском Севере и в средней полосе России, мне стали яснее и понятнее мотивы ее творчества. И я уже не удивлялся тому, что из-под ее руки наряду с гобеленами «Москва — город-герой». «Кремль». «Три парада- I в Москве*. «Родина* вышли и такие работы, как «Иней», «Материнство», «Солнце и море». «Журавли». Ни одна крупная выставка-в Манеже не обходилась без панно и гобеленов Галины Орловой.
Ни одна крупная выставка-в Манеже не обходилась без панно и гобеленов Галины Орловой.

- Родилась я как художница в Москве. куда перебрались в двадцать пятом мои родители из саратовской деревни Вот там моя родина Что я. совсем еще зеленая девчонка, тогда умела доить коров, да таскать воду из колодца? Ничего этого для города было не нужно. Кругом звучало: «Даешь авиацию»-. «Даешь химию» Выбрала химию.
После окончания нефтехимического техникума, было мне восемнадцать, по путевке комсомола попала на завод «Нефтегаз» А потом поступила на худо­жественный факультет Текстильного института. С отличием окончила в сороковом.

Тему для диплома выбрала в духе времени «Папанинцы». Мону­ментальный занавес для строившегося Дворца Советов с четверкой отважных исследователей на льдине - первой советской дрейфующем станцией в белом безмолвии Арктики. И осталась верной своему призванию, призванию художницы, украшающей жизнь сограждан, какие бы зигзаги ни выписывала и какие бы испытания ни подсовывала судьба
Орлова была и художником-технологом на шелкоткацком комбинате. и преподавателем в художественно-промышленном училище и директором НИИ художественной промышленности, и начальником Управления художественной промышленности СССР (Центропромсовет).

- Как назвать то. что я делаю последнее время? Скорее всего это коллажи. Для них идет бумага, картон, все, что попадает под руку. Кстати, вы не курите?
Если бы курили, я бы у вас выцыганила коробочку из-под сигарет. У всех знакомых табачные коробочки выпрашиваю. Особенно подходят импортные, они переложены отличной бумагой. Стыдно признаться. иду на рынок или в магазин, а сама по сторонам глазами стреляю: не бросил ли кто коробочку? А что делать? Пенсии едва на еду хватает. Если спросить меня. кто я сегодня? Ответ один: брошенный на произвол судьбы художник, не особенная какая-то. таких, как я. много.
А я делаю свои коллажи и складываю А куда их? Они могли бы украсить, как меня уверяют знакомке, офис какого-нибудь банка. Но не могу же я выйти с ними на площадь и стать рядом с теми, кто торгует водкой с колбасой...

газета «Круг Жизни» №3 февраль 1999г. стр. 6
Гобелены и коллажи Галины Орловой