Н.Каплан

Выставка Галины Орловой

"Декоративное искусство СССР" №9 1975 г.
Среди выставок этого года большой интерес как художников профессионалов, так и обычных посетителей вызвала персональная выставка заслуженного художника РСФСР Галины Андреевны Орловой, состоявшаяся в залах Московского отделения Союза художников. Экспонировались гобелены, декоративные панно, декоративные ткани в материале и в проектах, а также живописные и графические работы, главным образом пейзажные этюды. Всего было представлено около ста произведений.

С первого взгляда бросались в глаза разнообразие и оригинальность композиционных приемов, изысканность колористических решений: одни работы как бы пронизаны теплыми солнечными лучами, другие построены на деликатных, перламутровых переливах, третьи — на звонких контрастных цветовых сочетаниях. В этой цветовой щедрости проявилась одаренная натура художницы. Но нельзя приписывать все достижения только ее таланту; в фундаменте ее творческой индивидуальности — отличная школа, о которой хочется сказать к случаю несколько слов.

Декоративное искусство СССР
Обложка журнала №9 1975 г.
Иллюстрации на стр. 6:
Панно "Москва. Кремль" х/б, батик
Гобелен "Журавли" смешанная техника

Г. Орлова - один из представителей той замечательной плеяды советских художников-текстильщиков, чье дарование и мастерство были воспитаны в 30-40-х годах на Художественном факультете Московского текстильного института. В те годы в этом институте вокруг талантливого организатора и руководителя А. А. Федорова-Давыдова сгруппировались такие педагоги-художники, как А. В. Куприн, Л. А. Бруни, А. В. Шевченко, Ф. И. Рерберг, B. P. Эйгес, В. И. Быстренин, П. П. Пашков. Каждый из них в неустанном и повседневном педагогическом творчестве создал свой неповторимый вузовский курс. Под их руководством и духовным влиянием сформировались Н. Кирсанова И. Кулакова, С. Заславская Н. Жовтис, А. Андреева и Н. Еремеева, то есть художники, составившие творческие ядро современной школы советского художественного текстиля.

В это ядро входит и Г. Орлова, которая сама теперь не только сложившийся мастер, но и педагог, воспитатель нового поколения, передающий эстафету художественных традиций. Произведения Г. Орловой, собранные вместе в такой значительной экспозиции, оставляют яркое эмоциональное впечатление. Больше всего поразил творческий взлет автора, пришедшийся на последние два года. Именно в этот период создано большинство панно и гобеленов, представленных на персональной выставке.
«Никогда еще, - рассказывает сама художница, не приходилось мне испытывать большего счастья и большего наслаждения. Я спешила, я летела в свою мастерскую. Я отказалась от суббот, от воскресений, от отпуска, от отдыха. Каждый час, проведенный не за рабочим столом, казался мне бездарно потерянным. Я думала только о том, как бы поскорее вернуться к своим аистам, к своим проектам, к своей работе. И я наслаждалась!»
Иллюстрация на стр.7:
Панно "Ночная птица" шелк, батик
Гобелены и панно Орловой привлекают своей яркой образностью, взволнованностью, лиризмом. Во многом она исходит из принципов народного творчества. Поэтому ее произведениям присуща узорность как всей поверхности в целом, так и каждой отдельной орнаментальной форме, обобщение и одновременно живая непосредственность в передаче творческого замысла. Образы Орловой - это всегда сплав живых впечатлений, аллегорий и изобразительных метафор.

Орлова не придерживается какой-либо одной классической техники. Она пользуется «смешанной техникой», что означает поиски, эксперименты, применение самых неожиданных, нетрадиционных для гобелена материалов. Смешанная техника у Орловой не просто обогащает фактуру гобелена, но наряду с пространством иллюзорным, достигнутым средствами рисунка, композиции, колорита, вводит в плоскость гобелена реальное пространство, усиливает эффекты светотени, делает образ более экспрессивным.

В основе каждого декоративного решения Орловой лежит сложная по строю и колориту живопись. В гобелене она остается как бы «за кадром», на стадии проекта, картона; в декоративном панно составляет ядро, достигнутого в готовом произведении эффекта. В гобелене разнообразные волокнистые материалы, в том числе натуральная пряжа и синтетические волокна, являются строящим материалом. В панно главное — ручная роспись в технике батик, которой великолепно владеет художница, и эту роспись дополняют вплетающиеся в поверхность панно или нашиваемые на нее всевозможные под ручные материалы, подчас самые неожиданные.
Иллюстрация на стр.8:
Гобелен Солнце и море, смешанная техника
Вот, например, гобелен «Материнство». Тема раскрыта в нем аллегорически: мать — большая сизокрылая птица, которая защищает своих птенцов — два беспомощных желтых комочка —от набегающих морских волн. Вся тональность серо-голубая, А чтобы придать морской волне зримую материальность, Орлова решила сделать ее объемной и вплела в свою ткань... обыкновенную соломку.

Так и в других случаях самые простые, «неблагородные» материалы превращены в необходимое звено общего колористического замысла. Например, панно «Иней». Роспись в технике батик, которой исполнено, изображение безлистного дерева в центре панно, дополнена устилающими всю поверхность в вертикальном направлении тонкими стежками серебристых нитей. Интересен и гобелен «Журавли», но только поэтичностью сюжета, но и техникой исполнения. Синтетические волокна создают на поверхности гобелена объемное, переливающееся пухлое облако, рожь дающее убедительную ассоциацию с и птичьми перьями, с полетом, с весной.

Образное решение часто возникает в результате самого процесса создания. Имея в воображении готовую, сложившуюся композицию, художница, старается найти нужные по мягкости или, напротив, упругости материалы, иногда совершенно непривычные, подкрашивает их, подбирает, подстригает — и пользуется ими так, как живописец красками. Но никогда Орлова не идет по пути имитации, поэтому ее творческий ход всегда радует своей неожиданностью, он всегда — открытие.

Особое место в творчестве Орловой занимает Москва. Это постоянная тема, к которой художница возвращается снова и снова, всякий раз находя новые слова, новые краски. По многим выставкам и музеям мы знаем панно и гобелены Орловой, посвященные архитектурному облику столицы.

К 1975 году художницей создана новая сюита о Москве — это панно «Москва, Кремль», «Московские мотивы», «Москва», «Московские сувениры», гобелены «Москва белокаменная» и «Москва-сказка». В гобелене «Москва-сказка» художница создает действительно сказочную композицию, она членит изобразительную плоскость множеством цветных окружностей, уводящих глаз зрителя в глубину, придающих образу фантастический характер и вместе с тем ассоциирующихся с плоскостными декоративными композициями типа витражей, цветных мозаик, салюта фейерверка.

У входа на выставку зрителей встречало последнее произведение Г. Орловой — гобелен «Солнце и море». Именно его можно назвать своеобразным символом нынешнего периода ее творчества, полного жизненной радости и феерии красок.

Г.А.Орлова, Солнце и море
1974, шерсть, ручное ткачество, 202х275